Главная страница ДОРПРОФСОЖ ЮУЖД
О ДОРПРОФЖЕЛ ЮУЖД
  • Главная страница ДОРПРОФСОЖ ЮУЖД
  • Карта сайта
  • Контакты
Погода в г. Челябинск
Другие города  Подробнее...
Посетителей всего: 829185 Сегодня: 396 Он-лайн: 4
Поиск
ЭПБ Спортлэнд 2018 X Спорт поколений Хоккей 2016 1 мая 2015г Велопробег_1
2024 года 29 апреля

Впереди большая работа


– Андрей Николаевич, как вы думаете, что позволило проф­союзу на протяжении такого длительного времени сохранять свои позиции?
– Работающего человека помимо непосредственных результатов его труда во все времена тревожили одни и те же насущные вопросы, которые актуальны и сейчас: каким будет вознаграждение за труд, удастся ли прийти живым и здоровым домой с работы, какой уровень жизни будет у семьи, что он сможет дать своим детям и многие другие.
20–21 апреля 1905 года на первом съезде железнодорожников в Москве было принято решение о создании Всероссийского союза железнодорожников. Были приняты «Платформа» и «Устав союза», которые  закрепили цели и задачи профсоюза. В частности, в «Платформе» было сказано: «Целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог».
За более чем вековую историю наша организация прошла трудный путь вместе с обществом и государством, а главное, вместе с работниками. Независимо от  форм и методов работы, главная функция союза профессионалов всегда оставалась неизменной – защита интересов человека труда.
Дорпрофжел ЮУЖД на сегодняшний день объединяет более 65 тысяч работников железнодорожного транспорта, ведомственной охраны, учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, студентов и учащихся отраслевых учебных заведений. У нас один из самых высоких на сети уровень профсоюзного членства – 97,45%, а  в целом по стране в рядах Роспрофжела состоят 93,3% работников. Это не просто статистика, а показатель доверия к нам со стороны людей и результат нашей деятельности по защите их прав.
– Если говорить о способах защиты прав, что изменилось за прошедшие годы?
– Способы должны соответствовать требованиям 
времени и объёмам нарушенных прав. Действие должно быть равно противодействию. Если мы не начинаем процедур коллективного трудового спора, не инициируем массовые забастовки, не проводим пикеты, это говорит лишь о том, что в этом сейчас просто нет необходимости. Нам удалось достичь определённого баланса интересов производства и работника благодаря социальному партнёрству. И, значит, нам пока удаётся решать даже самые острые проблемы путём диалога за столом переговоров.
Но всему этому предшествовала огромная работа. Первый Генеральный коллективный договор, заключённый профсоюзом железнодорожников в 1922 году, сыграл исключительно важную роль. Именно с того времени подобные документы стали надёжным инструментом защиты прав и интересов работников в руках профсоюза и прочно вошли в нашу жизнь.
Следующим важнейшим историческим рубежом стал 1992 год, когда было заключено первое Отраслевое тарифное соглашение, что обеспечивало стабильное положение для всех тружеников отрасли: равная оплата за равный труд, единая система социальных гарантий, взаимный контроль за соблюдением условий сторонами соглашения. Так был заложен фундамент системы социального партнёрства.
Сегодня Коллективный договор компании «РЖД» – один из лучших в стране. Но каждый раз его заключению на новый срок предшествует огромная работа, решение о внесении тех или иных изменений также принимается за столом переговоров. Стоит отметить, что от Роспрофжела при подготовке документа на 2020–2022 годы поступило более 300 предложений по внесению изменений в его текст. Все они обсуждались на заседаниях рабочих групп и двусторонних комиссий. Каждая сторона представляла свои аргументы и экономическое обоснование. В результате в итоговом варианте были сохранены все традиционно положительно зарекомендовавшие себя социальные льготы и гарантии, а также внесены более 40 улучшений и дополнений.
– Какие нововведения в Коллективном договоре, по-вашему, наиболее значимы?
– Все новые условия договора, так или иначе, направлены на улучшение условий труда и повышение социальной защищённости работников. Ряд вновь включённых пунктов повышает уровень гарантий и расширяет инструментарий профсоюзной организации. Из новых разделов я, пожалуй, отметил бы гарантии по дополнительной социальной поддержке и охране здоровья женщин, проведение индексации заработной платы не реже двух раз в год, обеспечение горячим питанием всех работников, занятых на ремонте и реконструкции инфраструктуры и снегоборьбе. Принципиальным моментом было внедрение бонусного пакета, который станет инструментом дополнительного стимулирования работников за вклад в повышение эффективности работы компании.
– А как обстоят дела с заключением коллективных договоров в дочерних структурах?
– Сегодня в компании продолжается реорганизация, часть функций уходят в аутсорсинг, образуются частные компании. Но в большинстве своём их сотрудники – наши бывшие работники, члены профсоюза. Наша задача – помочь им объединиться в новой структуре, создать первичную профсоюзную организацию для защиты своих прав. Каждое дочернее общество или частная компания, где есть члены Роспрофжела, самостоятельно ведут переговоры и заключают коллективные договоры. Только в границах нашей дороги в этом году планируется заключить 20 новых документов. При этом, помимо договоров ОАО «РЖД», АО «ФПК» и других гигантов, в зоне ответственности Дорпрофжела действует 42 коллективных договора. Конечно, набор гарантий и льгот у всех разный, но основной пакет, определённый Отраслевыми соглашениями, должен присутствовать в каждом. Задача проф­союза как раз в том, чтобы проконтролировать этот процесс. Для этого мы в обязательном порядке проводим экспертизу каждого заключаемого документа и выдаём соответствующее заключение.
– Зачем профсоюз работникам частных компаний?
– Реорганизация и передача части работ на аутсорсинг – это требования сегодняшнего дня, которые предъявляет к ОАО «РЖД» рыночная экономика, и мы понимаем, что без изменений не обойтись. Конечно, происходящие перемены не всегда нас радуют, но в переходный период как раз наиболее востребована защитная функция профсоюза. Связанная с реорганизацией территориальная разоб­щённость работника и работодателя выявила неожиданные проблемы, которых до этого не было. Закон предусматривает для сотрудника четыре способа защиты своих прав: самозащита, защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и судебная защита.
Сегодня у работника не всегда есть возможность обратиться в органы государственного надзора для защиты своего права, так как компетенция органов определяется территорией. Яркий пример тому ситуация, возникшая с сотрудниками компании «Благоустройство Запсиба», обслуживавшими помещения Варгашинской дистанции пути. Куда они только не обращались на территории Курганской области о задержке на протяжении нескольких месяцев заработной платы, но помощи не нашли. В связи с тем, что место фактической работы обратившихся (Курганская область), отличается от адреса юридической регистрации организации (Красноярский край), полномочия прокуратуры и гос­трудинспекции оказались ограничены. Защита прав людей была возможна только в судебном порядке. Но редко можно найти простого человека, обладающего достаточной юридической грамотностью, чтобы самостоятельно пойти в суд. А когда зарплаты нет уже не первый месяц, заплатить за юридическую помощь просто нечем. Здесь существует практически единственный действенный вариант – объединиться, создать первичную профсоюзную организацию или вступить в уже существующую. Очень важно, чтобы эта организация входила в сильный отраслевой профсоюз, у которого есть специалисты и возможности для максимальной защиты работника на всех уровнях. Членство в Роспрофжеле позволило работникам «Благоустройства Запсиба» получить юридическую помощь. В ситуацию включился правовой инспектор труда, людям вернули деньги. Наши инспекции всегда готовы помочь членам профсоюза и при подготовке обращений в соответствующие государственные надзорные органы – прокуратуру, государственную инспекцию труда, – и в подготовке исковых заявлений в суд. Получается: чем крупнее компания, больше территориальная разобщённость, тем больше востребованность единого сильного профсоюза.
– 2020 год объявлен в Роспрофжеле «Годом единства памяти и славы!». Что Дорпрофжел ЮУЖД планирует к юбилейным датам?
– 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне в этом году будет праздновать вся страна. Также в этом году Роспрофжел отмечает свой 115-летний день рождения. Все мероприятия у нас будут посвящены этим датам. Уже 4–5 марта во Дворце спорта «Юность» состоится XI чемпионат ЮУЖД по хоккею с шайбой, в апреле в 75-й раз пройдёт традиционная легкоатлетическая эстафета. Кроме того, Роспрофжел организует грандиозный велопробег, маршрут которого проследует по местам боевых действий. Он стартует на всех дорогах в день рождения профсоюза, 21 апреля, и будет состоять из двух направлений: Мурманск – Москва и Севастополь – Москва. Каждый желающий сможет принять в нём участие, оформив заявку. Праздничные велопробеги пройдут у нас на всех регионах дороги. И, конечно же, наш самый массовый и любимый у железнодорожников спортивный праздник «Фестиваль спорта» также будет посвящён юбилейным датам.
Кроме того, уже стартовал интернет-конкурс «Навстречу Великой Победе!». В рамках проекта  будет проведён ряд конкурсов в различных форматах. Номинация найдётся для каждого: рассказы, репортажи, интервью, идеи социальных проектов, фотографии или кино. Активность участников будет определять рейтинг каждой дороги. Кроме ценных призов, победителей ждёт экс­клюзивная тематическая поездка в город-герой Санкт-Петербург в самом конце июня 2020 года. Подробно о конкурсе можно узнать на сайте:  https://urapobeda.ru.
Не забыли мы и о ветеранах профсоюзного движения. 9 апреля во Дворце культуры железно­дорожников в Челябинске состоится торжествен-ная встреча, посвящённая 115-летию Роспрофжела. 
2020 год – ответственный и в плане организационной работы. Заканчивается очередной срок полномочий профсоюзных комитетов. Во всех первичных профсоюзных организациях пройдут отчётно-выборные конференции. Так что времени расслабляться у нас нет, впереди большая работа, и мы её должны выполнить достойно.
Станислав Половцев



Назад к списку статей